Дочерний сайт Свято-Троицкого храма пгт Темиртау

КАЗАКИ И КУТХ. Сказка.

Александр Смышляев

 

Казаки и Кутх

Сказка

 

 

Кутх встречает казаков.

 

 

 

Это было так давно, что осталось только в легендах, поэтому трудно сказать, что я вам расскажу – быль или сказку. Сам же я склонен считать, что это быль с элементами волшебной сказки. А как иначе объяснить встречу русских казаков-первопроходцев с ительменским божеством Кутхом?

Тогда казаки впервые попали на Камчатку. Едва они прошли земли коряков и спустились со снежных гор в тёплую страну Ительмению, названия которой, впрочем, еще не знали, как к ним прилетел Кутх.

Был он в обличье черного ворона, поэтому казаки не обратили на него никакого внимания. Они сидели вокруг костра, варили мясо и пели бодрые походные песни.

«Что это за люди?» - думал Кутх, разглядывая казаков. Ему было обидно, что они не обращают на него внимания, а ведь он являлся главным божеством Камчатки. Местный народ ительмены считали, что именно Кутх сотворил их землю, поэтому почитали Ворона, хотя частенько над ним подшучивали и подсмеивались. Впрочем, Кутх был добрым и незлобивым, большим выдумщиком, а иногда и незадачливым озорником, поэтому ни на кого не обижался. А на незнакомцев обиделся.

Сначала он негромко покаркал, пытаясь привлечь к себе внимание. Не помогло. Покаркал громче. Опять не помогло. Тогда он начал так громко каркать, что казакам показалось, будто бы не один, а целая стая воронов расселась на деревьях вокруг поляны с их жарким походным костром.

- Надоел этот ворон, - воскликнул один из казаков. – Раскаркался!

Он взял полено и со всего размаха запустил в Кутха. Бедный ворон еле увернулся и улетел в чащу леса. Там он стал думать, как узнать, что это за люди.

Решил Кутх превратиться в молчаливую рыбу и понаблюдать за незнакомцами из реки. Подплыл к берегу и слушает.

А казаки всё поют, ни о чём не говорят.

И вдруг один из них показывает на воду:

- Смотрите, рыба у берега. Стоит, не шевелится. Дай-ка я её прибью – для ухи сгодится.

Взял казак полено и запустил в Кутха. Тот опять еле увернулся и нырнул на глубину. И снова стал думать, как познакомиться с этими людьми.

И решил стать деревом, которое растет неподалёку от костра. Только пустил корни в песчаную отмель, как казаки решили подрубить дров и взялись за топоры.

- Ой, ой, не надо! – закричал испуганный Кутх и на глазах у казаков превратился в человека в чёрной кухлянке.

Тут уж казакам пришлось испугаться.

- Шаман! – закричали они, отбежав от Кутха к реке.

- Кар! – важно подкрутил Кутх жиденькие черные усы. – Я не шаман. Я выше шамана. Я местное божество Кутх! Я хозяин всей этой земли! А вы кто такие?

Успокоились казаки, отвечают:

- Мы первопроходцы, идём походом из Русской земли для прииску новой землицы. Вот, в вашу землю прибыли, открывать её будем для христианского мира. Имя нам – казаки.

- Обижать никого не станете? – строго спросил Кутх.

- Если нас не тронут, то и мы не будем, - отвечают казаки.

- Тогда добро пожаловать, - сказал Кутх. – А в провожатые я дам вам своего сына Эмэмкута. Он дорогу знает, проведёт вас вверх по реке Уйкоаль. Вдоль её берегов и раскинулась наша страна, которая называется Ительмения, или Камчатка.

И тут же рядом с Кутхом очутился Эмэмкут – толстый, как отъевшийся к спячке медведь. Он таращил на казаков черные глаза и никак не мог понять, что это за люди, пока отец не рассказал ему всё, о чем узнал сам.

- Проведи их по нашим землям, - шёпотом напутствовал он сына, - да следи, чтобы они никого не обижали.

 

Как лососи казаков прокатили.

 

Казаки нарубили брёвен, связали их в плоты, спустили в реку и отправились в путешествие по Ительмении. На переднем плоту важно восседал Эмэмкут.

Но вот на высоком зелёном холме, спускающемся к реке, показался ительменский острожек. Люди, завидев чужие плоты, спрятались за бревенчатым частоколом.

- Эй, не бойтесь, это я, который вас всему научил! – закричал ительменам Эмэмкут.

Не верят люди, потому что не видят на плоту Эмэмкута, а видят только огромных казаков, которые кажутся им великанами. Стали люди стрелы пускать.

Заплясал на плоту Эмэмкут, отмахиваясь от стрел. Все стрелы отбил.

- Не стреляйте, это я, который вас всему научил! – закричал он опять ительменам.

Стали ительмены в плоты дротики и камни бросать.

Опять заплясал Эмэмкут, разгоняя камни и дротики. Все отбил.

Ничего у людей не осталось, только копья. Тогда крикнули они:

- Докажи, что ты Эмэмкут, запряги рыб и покатайся на них!

- Вот, хитрые ительмены, - досадливо вскрикнул Эмэмкут. - Отца звать придётся, только он рыб запрягать умеет.

Позвал он отца. Кутх прилетел, сел к ним на плот и начал рыб скликать:

- Эй, лососи, плывите сюда, я лакомство вам принёс!

Собрались вокруг плота лососи, высунули головы, спрашивают:

- Какое лакомство, ворон-человек? Давай скорей!

- Э, нет, - отвечает Кутх. – Сначала покатайте нас на этих плотах по Уйкоаль реке, тогда и отдам вам лакомство.

Нырнули лососи, приподняли плоты на своих спинах и понесли их вверх по реке.

Видят в острогах ительмены, что плоты с великанами понеслись прочь, засмеялись:

- Уплывайте, счастливого пути!

Далеко за два поворота унесли рыбы плоты с казаками. Остановились, говорят:

- Давай лакомство, Кутх.

А у Кутха никакого лакомства и нет. Тогда он отвечает:

- Вот, сын мой Эмэмкут – ваше лакомство. Берите его.

Сплюнули рыбы в досаде, махнули хвостами и уплыли.

А казаки на шестах и вёслах погнали плоты по реке дальше.

- Не хотят ваши ительмены с нами знаться, - обидчиво заворчали казаки. – Плохого провожатого ты нам дал, Кутх, не умеет договариваться. Плыви с нами сам.

- Не могу, - ответил Кутх. – Дел у меня много, рыбу пора ловить, на зиму заготавливать.

- Тогда мы одни поплывем, сами дорогу отыщем, - сказали казаки.

Распрощались они с Эмэмкутом и Кутхом и поплыли вверх по реке дальше.

 

Казаки, Ветер и Кутх.

 

Налегают казаки на шесты, ходко идут плоты вверх по реке Уйкоаль. Увидел их Ветер, удивился:

- Что за люди прибыли к нам в гости? Дай-ка я их испытаю.

И стал он дуть против хода плотов. Дует и хохочет, а казакам кажется, что это сопки от ветра гудят, содрогаются.

- Наконец-то сильный ветер поднялся! - обрадовались казаки. – Ставь, ребята, паруса, веселее поплывем!

Подняли они на плотах мачты с парусами, повернули их так, что встречный ветер вбок плоты погнал, и, лавируя от берега к берегу, упрямо вперед продвигаются.

Удивился Ветер: «Как же так? Я их сдуваю, а они все равно на меня плывут».

Еще сильнее начал дуть. А плоты еще быстрее поплыли.

Устал Ветер, спустился с гор к реке, сел на берегу, казаков дожидается. А те увидели седого старика, кричат:

- Скажи, отец, почему ветер дуть перестал? Мы только-только веселей поплыли!

- А кто вы такие будете? – спросил Ветер.

- Казаки! Те, кому одной дороги мало, одной реки не хватает, в одном море тесно. Вот уже более ста лет мы встречь солнцу от Руси великой идём, до Камчатки нынче дошли, по реке Уйкоаль до самых гор подняться хотим.

Увидел Кутх, что Ветер с казаками беседует, тоже прилетел на берег, говорит:

- Вижу, казаки, что сильный вы народ. Уж на что Ветер у нас силён, а вы справились с ним. Я попрошу, чтобы Ветер отныне помогал вам, вверх по реке дул.

И стал Ветер дуть вверх по реке. И плоты казачьи быстро за речными излучинами скрылись.

 

 

Казак Данила и дочь Кутха Наа.

 

Доплыли казаки до середины реки Уйкоаль, которую между собой Камчаткой называть стали, и решили крепость строить. Сошли на берег, достали топоры, начали деревья рубить.

День рубят, два рубят, три дня рубят. Стук топоров по всей Камчатке слышен.

- Пойду, посмотрю, что там казаки делают, - сказала младшая дочь Кутха по имени Наа. – Уж очень мне интересно.

Несколько дней шла, наконец, пришла. Увидели казаки красивую ительменку и все разом влюбились в нее. Каждый просит стать его женой. Оглядела их Наа: все русоголовые красавцы, бородатые богатыри, у каждого щёки здоровым румянцем горят, а руки ловко с топором управляются. Как выбрать?

Позвала на помощь отца. Кутх прилетел, попрыгал по песку на вороньих лапах, поковылял по камешкам, подумал и говорит:

- Тому дочь свою отдам, кто ловчей, хитрей, да умней других окажется. Вот вам первое испытание. Поймайте рыбу без сети и гарпуна.

Бросились казаки в реку руками рыбу ловить. А казак Данила достал тонкую веревочку с крючком на конце, наживил кусочек варёного мяса, забросил в воду и тут же чавычу поймал.

Доволен Кутх: есть победитель! Говорит:

- Вот второе испытание. Я своё перо с неба сброшу, а вы стреляйте. Чья стрела окажется быстрей и точней, тот победит.

Взлетел Кутх, выдернул из хвоста перо и бросил. Казаки достали луки, выцеливать перо начали. Только Данила лук не взял, а вынул из чехла фузею, выстрелил и сразу сбил воронье перо.

Еще больше обрадовался Кутх: хороший казак Данила! Смекалистый, быстрый. Только бы прошёл третье, последнее испытание.

- А третье испытание – ительменская загадка, - сказал Кутх. – Кто отгадает, тот и победит. А загадку эту сама Наа загадает.

Подумала Наа, вспомнила загадки, которым её мать учила, и спрашивает казаков:

- Кто землю создал, кто моря и реки водой напитал, кто в небе звёзды зажёг?

Каждый казак подумал: Бог. Но ни один так не ответил, решив, что ительмены не знают Бога, значит, и ответ будет неверным. И только Данила упрямо ответил: Бог!

- Эх, неправильно, - удрученно сказал Кутх, глядя с укоризной на полюбившегося ему Данилу. – Это всё я создал. Неужели до сих пор не догадались?

- Нет, Кутх, не ты, - ещё больше заупрямился Данила. – Бог всё создал.

И казаки своего товарища поддержали. Наперебой стали объяснять Кутху, кто такой Бог. Выслушал их Кутх и примирительно поднял руку:

- Хорошо! Будем считать, что казак Данила прошёл испытания. А с Богом я еще померяюсь силой, если случай подвернётся.

Подошла Наа к Даниле, прильнула к казаку. Данила взял её тонкую руку, к сердцу прижал. И в тот же вечер сыграли казаки весёлую свадьбу – первую казачью свадьбу на Камчатке. А когда Наа сынка родила, Данила дал ему имя Иван, а казаки между собой стали называть Ивана камчадалом: мол, на Камчатке родился. Так и пошли с тех пор от казаков да их жён ительменских смуглые красивые дети-камчадалы. И проще им было жить на Камчатке, чем отцам: у них с двух сторон родня была - и среди русских, и среди ительменов. Так два народа и зажили вместе.


Назад к списку