Дочерний сайт Свято-Троицкого храма пгт Темиртау

Воспоминания. ШКОЛА.

Учителей помню всех, хотя было их множество. С 8 класса до выпуска вел математику и физику директор Ситько Николай Тимофеевич- мужчина высокий, здоровый, с бритой круглой головой. Я всю жизнь гордилась перед своими учениками, что мы никогда не списывали. Это Николай Тимофеевич приучил, он не ругал, не ловил, а просто спрашивал: «Решила? Не поняла? Расспроси у товарищей, посмотри и САМА запиши в своей тетради». При поступлении все абитуриенты СМИ(Сталинского Мед института) и СПИ ( Сталинского Пед института) гонялись за нашими конспектами.

Николай Тимофеевич мог на физику принести гитару и объяснить амплитуду, звук, тембр.

Примерно в 7 классе он объявил поход за елкой. Все пришли одеты, обуты для ходьбы по снегу, и человек 200 отправились в сторону Каза, выбрали пихту, срубили и понесли. Рубили и несли человек 10, ну а остальные были рады, счастливы, как соучастники. К Новому Году готовили костюмы. Один год ( 6класс) я была пастушком- соломенную шляпу искала по всему руднику, в 7 классе – « Цветочницей Анютой», корзинку плел знакомый дед. Оба раза мне в премию дали книги. Помню, что Генка завидовал. В это время мы уже имели доступ в рудничную библиотеку, но к полкам доступа не было,  и вечно библиотекарь не понимал нас. А вот собствееные книги были редкостью. Я тогда мечтала, что когда вырасту- буду покупать книги на все деньги.

Чтение ограждало меня от реального мира. Например, в воздухе висел мат, а я будто не слышала, но во всяком случае долго-долго не знала значения многозначных слов.

Но я частенько пользовалась ругательствами шорскими- «змея с ушами» и  «амзас».

Значение слова «амзас» узнала уже лет в 40, когда станцию Амзас переименовали в Алгаин. Оказывается, это « зассыха»- ругательство в тюрском наречии равносильно нашему по матушке.

В 8 классе сложилась наша девичья компания.

1. Верочка Каменская – нежная, интеллигентная, из полностью женской семьи. Старшая сестра- учительница. Богатая библиотека и много репродукций картин. Книги о живописи.

2. Женя Бабичева – рано развившаяся девочка- сирота. Жила с бабушкой у дяди. Вот уж где было то густо, то пусто. То мог дядя по пьянке  дать 10 рублей ( это равносильно было моим годовым от родителей), то выгнать из-за стола ( «дармоедка»). Она раньше всех из нас научилась приспосабливаться, лавировать среди людей. Она хорошо пела, читала стихи, устраивала свою и подруг «личную» жизнь. Судьба била ее до конца. Вышла замуж, первый сын , вторая дочь- инвалид детства. Муж с горя стал пить. Уехали на Украину. Потерялась давно и навсегда.

3. Валя Бражко- из семьи ссыльных интеллигентов. Брат – маркшейдер рудника. Сестра – красавица, учительница, племянница Вика всегда при ней. Спокойная, умная, аккуратная, в нее влюбляются все наши мальчишки.

4. Надя Власова. Умница, пышка, талантливая из очень бедной семьи. Отца нет, детей четверо. Хорошо рисовала, сама выдумывала такие вышивки, в математике как рыба в воде.

Мы были дружны со всем классом, но между собой особенно. Нас выпускалось 19 человек. Мы были очень дружные, долго держали связь, а потом растерялись. А как жалко. Нет уже Найданова Ларьки…С ним меня часто сводили обстоятельства и всякое. В 10 классе вышли с ним со школьного вечера под Новый Год, Луна как прожектор.  Легкий морозец и мы что-то слово за слово , заговорили о страхах, кладбище и.. « Слабо пойти сейчас на кладбище?»

И пошли вдвоем с Ларькой. Дошли до воронок- он остановился, а я пошла. Пока я шла по главной дорожке- он молчал, а когда я стала подходить к могилам, отряхивать снег и читать- он испугался, заорал и бросился ко мне. Вот были молодые дураки- хохотали, как оглашенные.


Назад к списку